главная | новости | музыка | стихи | читальня | обо мне | download | гостевая | ссылки | контакт

НАВИГАЦИЯ

Главная
Новости
Музыка
Стихи
Читальня
Обо мне
Download
Гостевая
Ссылки
Контакт

 


 

 Секреты записи вокала от Елены Степановой.

 
  
   
Выбор микрофона.
Часто возникает такая проблема: в техническом плане запись совершенна, но звук голоса не устраивает ни звукорежиссера, ни самого вокалиста. Кстати, певцы обычно недовольны тем, как звучат их голоса на записи: это связанно с тем, что любой человек слышит свой голос по-другому, чем все остальные. Ведь мы слышим собственные голоса не только снаружи, но и прежде всего изнутри, от чего создается впечатление, что голос более низкий, чем есть на самом деле. Профессиональные вокалисты, имеющие опыт записи, обычно имеют представление о том, как должен звучать их голос на записи и всегда делают поправку на это. Если же звучание голоса на записи не нравится никому и "не соответствует действительности", то следует принимать меры.  Голос на записи может получиться слишком ярким, гортанным или неразборчивым (т.е. так или иначе окрашенным): скорее всего, такая проблема вызвана неправильным выбором микрофона. Далеко не все микрофоны звучат одинаково, и далеко не всегда при записи вокала нужно применять самый лучший и дорогой микрофон. Выбор микрофона во многом зависит от типа голоса. Требуется заранее послушать, как голос звучит с несколькими микрофонами, и выбрать оптимальный вариант. Например, если у певца слишком звонкий, почти звенящий голос, то для записи подойдет динамический микрофон или конденсаторный с большой диафрагмой. Если в этом случае применять микрофон с подъемом АЧХ в области верхней середины, то он только подчеркнет недостатки голоса, и с этим треком будет невозможно справиться при сведении. Такие микрофоны годятся для записи певцов с мягкими и глубокими голосами.  В ситуации, когда вокалист поет "в нос", положение может спасти конденсаторный или электретный микрофон. Динамические кардиоидные микрофоны, напротив, только усугубят эту проблему. Можно также поэкспериментировать с всенаправленным микрофоном или микрофоном с диаграммой-"восьмеркой". При их помощи можно получить более естественное звучание, чем при помощи кардиоидных микрофонов. Однако следует помнить, что всенаправленные микрофоны улавливают звук со всех сторон и отражения от стен, потолка и т.д. могут проникнуть в запись. В этом случае потребуется выбрать или обустроить помещение таким образом, чтобы поверхности, находящиеся за спиной вокалиста, поглощали звук. Наиболее простым способом решения данной проблемы является подвешивание тяжелого ковра или драпировки в соответствующем месте комнаты.
Акустическая обработка помещения
Нередко возникает такая ситуация: выбран хороший микрофон, голос у певца просто изумительный, все оборудование для записи великолепное, но при прослушивании записанного трека выясняется, что голос звучит как из коробки. В этом случае проблема заключается в акустической обработке помещения, в котором происходит запись. Однако не всегда в таком случае нужно полностью заглушать все помещение: прежде всего нужно постараться заглушить ту область, которая находится позади певца.
Для начала попробуйте сделать следующее: установите микрофон где-то в районе центра помещения (но не точно в центре) и послушайте звук голоса. Установив микрофон ближе к центру, вы тем самым сводите к минимуму количество отраженного сигнала, который может достигнуть микрофона. Теперь требуется устроить поглощающую поверхность сзади певца. Для этого подойдет тяжелая портьера, ковер или большой кусок поролона. Следует также помнить, что расстояние от певца до микрофона должно быть около 15 - 20 сантиметров: в этом случае, как правило, удается получить наиболее естественную передачу звучания голоса. Если помещение само по себе звучи плохо, то понадобится установить акустические щиты с каждой стороны микрофона.

Эффект приближения
Этот эффект нередко сказывается при записи вокала и заключается в том, что тембр голоса может существенно меняться, если вокалист немного изменяет свое положение относительно микрофона во время песни - например, чуть поворачивает голову вбок, чтобы взглянуть на листок с текстом песни. В этом случае виноват микрофон с кардиоидной направленностью. Если такой микрофон находится вблизи от источника звука, то он подчеркивает низкие частоты.
Опытные вокалисты нередко пользуются особенностью кардиоидных микрофонов для того, чтобы во время исполнения управлять тембром голоса, но менее опытные вокалисты, скорее всего, не смогут с этим справиться. Именно поэтому вокалист должен находиться как минимум на расстоянии 15 см от микрофона. Чем ближе он будет стоять, тем больше низа будет в звуке.
 
"П" проблемные согласные Практически любой студийный микрофон подчеркивает звуки "б" и "п"; если эта "п"проблема не была решена при записи, от нее невозможно будет избавиться при помощи эквалайзера или эффектов при сведении. Суть проблемы состоит в искажениях, вызываемых сильными потоками воздуха: вырываясь изо рта, они "ударяют" по диафрагме микрофона, создавая "взрывной" эффект на звуках "б" и "п". Насколько силен этот поток, можно определить, поднеся ладонь ко рту, держа на расстоянии нескольких сантиметров и произнося различные слова.  С этой проблемой пытаются бороться путем надевания на микрофон защитной насадки из поролона, но результат, как правило, получается весьма далеким от совершенства. Единственным правильным решением является установка специального противоветрового экрана между вокалистом и микрофоном. Его можно сделать и самостоятельно (кстати, в некоторых случаях он дает даже лучший эффект, чем "фирменный" экран) из тонкой нейлоновой сетки. Большинство звуков сквозь такой экран проникают свободно, а сильные потоки воздуха на ударных согласных, сталкиваясь с сеткой, разбиваются на мелкие части и не "бьют" по диафрагме. В качестве рамки можно использовать деревянные пяльцы диаметром около 10 - 20 см, которые продаются в любом магазине, торгующим швейным оборудованием.  Экран устанавливается на отдельную стойку или прикрепляется к той же стойке, на которой находится микрофон. Некоторые умельцы изготовляют противоветровые экраны из других подсобных материалов, например, популярным решением является использование сетки, которая помещается над сковородой для предотвращения разбрызгивания масла во время жарки. Кстати, это приспособление имеет ручку, при помощи которой его можно легко укрепить на микрофонной стойке. 
 
Шипящие и свистящие звуки Проблема с шипящими и свистящими звуками во многом сходна по своей природе с вышеописанной "ударной" проблемой, и причиной ее также является сильный поток воздуха, образующийся при произнесении данных звуков. Если такая проблема возникла, для начала попробуйте поэкспериментировать с различными микрофонами: возможно, вам удастся подобрать такой, который сведет ее к минимуму. Кстати, если проблема с "б" и "п" возникает почти у всех певцов, то проблема с шипящими и свистящими во многом зависит от особенностей голоса: у некоторых вокалистов ее вообще нет, а у других она настолько сильна, что уровень шипящих и свистящих звуков гораздо выше, чем уровень всех остальных (иногда даже гласных).  Микрофоны, имеющие подъем АЧХ в области верхней середины, подчеркивают шипящие согласные. Подобрав наиболее подходящий микрофон, вы можете применить очень простой способ, чтобы попробовать решить проблему с шипящими. Он заключается в том, что к микрофону при помощи резинок прикрепляется карандаш или ручка таким образом, чтобы закрыть самый центр (ось) микрофона. Это, кстати, помогает справиться не только с шипящими, но и с ударными согласными. Если же таким образом решить проблему не удается, вам потребуется применить специальный прибор - деэссер - либо во время записи, либо во время сведения.  По принципу действия деэссер напоминает компрессор: разница заключается лишь в том, что он реагирует преимущественно на свистящие звуки. Простейший деэссер представляет собой компрессор, в управляющую цепь которого включен эквалайзер. Эквалайзер усиливает область 4…8 кГц. Компрессия срабатывает тогда, когда на вход поступает свистящий или шипящий звук. Необходимо, чтобы атака и время восстановления были короткими, тогда обработка будет происходить незаметно и не будет вызывать дополнительных искажений. Более сложные деэссеры позволяют производить ослабление уровня сигнала только в той части спектра, где звучат свистящие звуки, остальная часть вокала остается необработанной.  Основное правило заключается в том, что всю обработку, связанную с коррекцией звучания голоса, лучше оставлять до сведения - конечно, только то, что можно подкорректировать. Трек, записанный с неправильными установками прибора обработки, может создать большие проблемы при сведении. Многие инженеры предпочитают записывать вокал даже без применения эквалайзера, но используют его на этапе сведения. Это позволяет записать "чистый" звук, к которому при необходимости всегда можно вернуться. Применение эквалайзера во время записи оправдывает себя только в том случае, если возникнет необходимость записать на один и тот же трек сигнал с двух или более микрофонов.  Даже абсолютно чистый, не страдающий обилием свистящих и шипящих согласных вокальный трек может начать звучать слишком звучно, когда он обработан при помощи "яркого" цифрового ревербератора (подробнее об этом в другой статье). Как правило, чтобы решить эту проблему, применяют менее "яркую программу", но если в данной композиции необходимо, чтобы реверберация была "яркой", тогда следует включить деэссер и подать с него сигнал на ревербератор. В этом случае исходный вокальный звук не будет обработан, а на ревербератор будет поступать сигнал, в котором подавлены свистящие и шипящие.
 
Уровень вокала и компрессия Неопытные певцы обычно сталкиваются со следующей проблемой: некоторые части песни в их исполнении звучат слишком громко, а другие слишком тихо. Это до некоторой степени можно компенсировать на этапе сведения путем постоянного изменения положения фейдера для того, чтобы достичь ровного исполнения. Но для выполнения такой процедуры потребуется быть очень и очень внимательным. Конечно, если ваш микшерный пульт позволяет автоматизировать движения фейдеров, можно воспользоваться этой возможностью, но наиболее правильным решением является применение компрессора. Вдаваться в детали работы этого прибора мы не будем, скажем лишь, что компрессор "двигает фейдер" (то есть контролирует уровень сигнала) гораздо быстрее и точнее любого самого опытного звукорежиссера.  Для того, чтобы записать сигнал (на аналоговый или цифровой носитель) с максимальным уровнем, нередко требуется применять компрессор при записи. Однако следует помнить о том, что уже было сказано по поводу неправильной настройки процессора при записи, и как она может повлиять на хороший во всех остальных смыслах дубль. Рекомендуется применять компрессор только в тех случаях, когда он абсолютно необходим. А применение его на этапе сведения дает гораздо больше свободы. Как говорится, "недосолить - не пересолить".  Разные типы компрессоров позволяют получить разные оттенки звучания. Работа некоторых приборов вообще незаметна. Другие, напротив, довольно ощутимо окрашивают звучание голоса. Такое окрашивание обычно описывается как "глубина" или "толщина". Для получения "прозрачного" (то есть неокрашенного) звука следует выбрать компрессор с мягким порогом, использовать низкое компрессионное отношение (2:1) и установить точку перегиба таким образом, чтобы уменьшение уровня сигнала происходило на величину 6 дБ в пиках (подавляющее большинство компрессоров имеют индикаторы, показывающие уменьшение уровня). Обычно применяется малое время атаки, а время восстановления выбирается между 250 и 500 мс. Если компрессор имеет функцию автоматического выбора времени атаки и восстановления, то при помощи него нередко удается получить более естественное звучание, поскольку такой тип компрессора самостоятельно адаптируется к материалу.  Чтобы получить более явный эффект компрессии, следует использовать компрессор с жестким порогом, установить более высокие компрессионные отношения (между 3:1 и 8:1), точку перегиба установить таким образом, чтобы на пиках происходило понижение уровня на 10 дБ и более. Далее надо уменьшать время восстановления до тех пор, пока срабатывание компрессора не станет заметно на слух: этот эффект называется "накачкой". При правильном использовании (особенно в рок-музыке) можно заставить вокал звучать намного мощнее, если "пересолить", то голос будет просто невозможно слушать. Поэтому окончательное решение следует принимать при сведении на основе внимательного прослушивания трека.
 
Комфорт во время записи вокала Что-то мы все о технике да о технике… Пора вспомнить и о "человеческом факторе". Перед началом записи вокала (как и любого другого инструмента) следует удостовериться, что певец (или инструменталист) чувствует себя комфортно. Что это значит? Во-первых, температура в помещении должна не мешать (а лучше - способствовать) пению, и баланс, который вокалист слышит в наушниках, должен обеспечивать естественность исполнения. Во-вторых, микс в наушниках должен соответствовать индивидуальным требования вокалиста: некоторые любят, чтобы в наушники подавалось большое количество реверберации, другие, наоборот, предпочитают "сухие" миксы. Поэтому в каждом конкретном случае не мешает спросить у исполнителя, что именно ему требуется, и подготовить соответствующий микс. Многие вообще не любят петь, если коллеги-музыканты присутствуют в аппаратной: возможно, оставшуюся часть группы придется отправить на часок-другой в ближайшее кафе.  Любая критика должна быть максимально дипломатичной. Творческие люди - в большинстве своем натуры сложные, и одно неверное слово может испортить всю запись, так как задетый "за живое" певец будет петь все хуже и хуже. Даже если при прослушивании записанного трека у вас "уши вянут" - ничего страшного: предоставьте вокалисту самому решить, что и как можно исправить и улучшить. Дайте певцу возможность прорепетировать перед записью, включив фонограмму несколько раз подряд. При этом вы можете незаметно для него включить запись - история знает массу примеров, когда "репетиционный" трек оказывался гораздо качественнее и эмоциональнее окончательного. Кроме того, во время такой репетиции у вас появляется шанс правильно установить уровень записи.
 
Мониторинг без наушников Некоторые певцы вообще не любят петь в наушниках: слышать музыку и собственный голос из колонок им гораздо привычнее. Как можно решить данную проблему? Можно записать голос, подавая фонограмму через громкоговорители: секрет заключается в том, что на пару идентичных громкоговорителей подается монофонический сигнал, при этом в одном из громкоговорителей переворачивается фаза.  Если микрофон установлен точно посередине между громкоговорителями, то один сигнал будет вычитать другой, и в микрофон "пролезет" весьма незначительное количество звука фонограммы, даже несмотря на то, что уровень громкости может быть большим. Ведь мы слышим звук двумя ушами, а не одним: несмотря на то, что звук противофазного сигнала будет немного странным, он вполне пригоден для прослушивания во время записи вокального трека.  Вам понадобится лишь найти точное положение микрофона, чтобы достичь максимального вычитания сигналов (абсолютного не позволит достичь ассиметрии помещения, небольшая разница в характеристиках громкоговорителей и т.д.). Таким образом можно добиться очень хорошего уровня изоляции вокального трека от фонограммы.
Автор: Елена Степанова (In/Out, №35/2001)
 

  

Дизайнер и администратор сайта Dj Yes 2003-2004

 
 
 
 
 
 
Хочешь стать музыкантом?
Не знаешь как?
Я подскажу
как это сделать!

Есть статья?
Не знаешь
где
разместить?Размести
 здесь!

  
 

 
Hosted by uCoz