главная | новости | музыка | стихи | читальня | обо мне | download | гостевая | ссылки | контакт

НАВИГАЦИЯ

Главная
Новости
Музыка
Стихи
Читальня
Обо мне
Download
Гостевая
Ссылки
Контакт

 


 

 Ещё раз о записи вокала

 
Момент, когда вокал уже зафиксирован на хард-диске или ленте, означает, что пройдено лишь полпути до рождения очередного хита. В этой статье я постараюсь не мешать вашему продвижению в чартах хит-парадов, а лишь кое-что посоветовать при выполнении важнейшей обязанности студийного звукорежиссера - записи вокала, чтобы вы обошли те "аудиограбли", на которые я в свое время не раз наступал.
 
Подавляющее большинство музыки в проджект-студиях сегодня создается на основе MIDI-технологий, но записывать вокалиста придется с помощью самого консервативного звена современной студии - микрофона. Вокальная партия - основа любой песни, поэтому звучание вокального трека должно быть идеальным.
 
Человеческий голос - настолько натуральный и природный звук, с которым мы все подсознательно знакомы, что любые недостатки в его звучании моментально становятся заметны слушателю. К счастью, если вокалист поет стройно, а его манера исполнения соответствует характеру песни, то качественная запись вокала не создаст особых проблем, нужно лишь внимательно прочитать эту статью и на первых порах следовать изложенным ниже базовым советам. А позже вы обязательно разработаете свои собственные методики записи вокала.
 
Для начала убедитесь, что вокалист хорошо разучил записываемую песню. Очень важно, чтобы певец или певица находились в хорошей физической форме и на них не оказывалось психологическое давление: в студии должна быть спокойная, располагающая к творчеству обстановка, и в этом роль звукорежиссера неоценима. Не менее важно, чтобы пресловутый фактор времени не загонял в цейтнот участников записи.
 
Большинство певцов достигает лучших результатов, располагаясь прямо перед микрофоном, в комнате с комфортной температурой. Если артиста отвлекают посторонние лица, выпроводите их, оставив лишь его продюсера - если это необходимо. Относительно "допинга" для вокалиста перед записью, то на конференции proSound была целая дискуссия по этому поводу. И большинство высказалось против. И я лично также его не рекомендую.
Хороший мониторный микс - реальная предпосылка качественного исполнения.
 
Тщательно отстройте мониторный микс в наушниках у вокалиста, и, если он пожелает, можно подать ему немного реверберации для уверенного пения. Лично я не сторонник такой методики, так как с реверберацией голос в наушниках звучит краше, чем он есть на самом деле, из-за чего вокалисты менее склонны следить за своей артикуляцией, строем и манерой исполнения. Кстати, большинство профессиональных певцов предпочитают контролировать себя в наушниках сухо, без реверберации. Если имеется возможность оборудовать рабочие места музыкантов раздельной системой подзвучки (это нетрудно сделать с помощью специального усилителя для наушников) так, чтобы они сами могли индивидуально регулировать свое звучание, то это - идеальный вариант решения вопроса. Лично я редко встречал музыкантов, полностью удовлетворенных подаваемыми звукорежиссером мониторными миксами.
 
Некоторым вокалистам трудно контролировать свое пение в наушниках. Действительно непривычно, когда собственный голос звучит внутри головы. Для таких случаев существует необычный и редко применяемый в студиях метод мониторинга: музыкальное сопровождение подается на два студийных монитора, установленных симметрично в тон-ателье перед вокалистом. Тут главная особенность - противофазное включение этих мониторов между собой. Но сначала потребуется настроить систему, для чего нужно проделать следующее: подать фонограмму в подзвучивающие мониторы и установить комфортную громкость прослушивания; установить микрофон симметрично между мониторами и зафиксировать его положение, удобное для вокалиста. Далее, изменяя громкость одного из мониторов и контролируя уже по студийным мониторам остаточный сигнал, получаемый от этого микрофона, добиться минимального просачивания музыкального сопровождения в него. Голос вокалиста при записи в мониторы не подается - он поет без наушников. Система готова к работе. Две вещи, которые нельзя менять после настройки - это положение микрофона и громкость одного из мониторов, так как в этом случае увеличится остаточное просачивание фонограммы в вокальный трек.
 
При записи вокала всегда стоит использовать ветрозащитный экран (поп-фильтр). Его отсутствие приводит к появлению в вокальном треке неприятно стреляющих "п" и "б", с которыми практически невозможно бороться во время микширования. Простая конструкция в виде нескольких слоев капрона на проволочной рамке резко снизит шансы появления в вокальном треке воздушных "саунд бластеров". Широко используемые в концертной практике поролоновые ветрозащиты в студии малоэффективны.
 
Пользуйтесь качественными микрофонами. Сентенция "купил дешевый прибор - получил дешевый звук" сегодня особо актуальна: в продаже появилось множество малобюджетных микрофонов сомнительного происхождения. Цена приличного конденсаторного широкомембранного микрофона - от 350$. В профессиональных студиях для вокала применяются дорогие конденсаторные модели (общепризнанные короли студийного вокала - AKG C12 и Neumann U87), но в проджект-студии хороших результатов можно добиться и на менее дорогих электретных, а иногда даже динамических микрофонах.
 
Подберите певцу микрофон, лучше всего подходящий его голосу. Вокалисты с очень ярким тембром могут звучать плотнее в динамический микрофон, например, даже в Shure SM58. (Кстати, много вокальных партий в альбоме Bad Майкл Джексон напел в динамический Shure SM7). Некоторым вокалистам, наоборот, нужен "мерцающий" на высоких частотах звук - таким лучше подойдут конденсаторные или электретные модели. Если есть несколько микрофонов, проведите пробную запись вокала: разные микрофоны запишите одновременно на несколько треков. При прослушивании сразу станет понятно, какой из них лучше всего соответствует голосу данного певца. Если же нейтральная передача голоса не входит в ваши творческие задачи, и стоит цель получить звучание "с характером", опробуйте все доступные микрофоны. Добиться модного нынче звучания голоса в стиле Lo-Fi легче всего на микрофоне такого же качества!
 
Правильно пользуйтесь типами направленности микрофонов. В большинстве небольших студий чаще всего применяют микрофоны с кардиоидными (односторонненаправленными) характеристиками благодаря их способности игнорировать нежелательные отражения звуковых волн от стен комнаты записи. Я же рекомендую опробовать для вокала ненаправленные (круговые) микрофоны, которые звучат более натурально и менее окрашенно по сравнению с кардиоидными, особенно если голос имеет тенденцию звучать в нос. Поместите круговой микрофон чуть ближе к вокалисту, и вы получите такое же отношение прямого и отраженного сигнала, но при лучшем общем качестве звучания.
 
Выбор верного расстояния от микрофона до вокалиста - предпосылка хорошей записи. Если расстояние слишком мало, то, кроме "стреляющих" согласных, можно еще столкнуться с заметными колебаниями уровня сигнала каждый раз, когда вокалист будет смещаться - не может же он простоять по стойке "смирно" всю вокальную сессию! С другой стороны, если певец находится слишком далеко от микрофона, вы получите много отзвука комнаты и, как следствие, окрашенность и "коробчатость" звучания. Начните с расстояния 15…25 см. Наилучшее положение вокального микрофона в студии - "сверху вниз", а поместить его надо на высокой тяжелой стойке. Преимущества такого метода очевидны: микрофон не закрывает пюпитр с текстом, а вокалист может во время пения свободно двигать руками, способствуя экспрессии исполнения (вспомните руки Джо Кокера!).
 
Если комната записи не имеет специальной акустической обработки, постарайтесь минимизировать ее влияние на звучание вокала. Микрофон воспринимает не только прямой звук вокалиста, но и отражения, которые не всегда "дружат" с вокалом. Влияние комнаты можно уменьшить, располагая микрофон подальше от стен и студийного окна, а ширмы-экраны - сзади и по бокам от певца.
 
Простейший вертикальный звукоизолирующий экран можно изготовить из чертежных досок на основе реечной плиты и металлических уголков. Одну сторону экрана следует сделать поглощающей, например, покрыть ковролином, другую - звукоотражающей (линолеум). При записи экран располагайте за спиной вокалиста и направляйте к нему поглощающей стороной, а отражающей к задней стене.
 
Правильное пользование микрофоном позволит легче контролировать уровни сигнала: предложите певцу во время исполнения громких нот смещаться чуть назад - это заметно снизит риск перегрузки предусилителя записи, и вам не понадобится применять компрессию для подравнивания отдельных фраз. Опытные певцы умеют контролировать свою громкость, наклоняясь к микрофону во время исполнения тихих, интимных фраз, используя "эффект близости" для придания голосу бархатистости и плотности. Чтобы начинающий вокалист не приближался к микрофону чересчур близко, рекомендую размещать ветрозащиту не ближе 7…10 см от микрофона. В студии во время записи микрофон всегда должен располагаться на стойке.
 
Стоит дать микрофон певцу в руки, как в сигнале тут же появится множество шумов от рук, дыхания и скрипа микрофонного кабеля. Если же микрофон все-таки находится в руке певца, например, при записи живого концерта, включайте обрезные фильтры.
 
Главное - проследите, чтобы вокалист не закрывал ладонью заднюю часть сетчатой корзинки направленного микрофона - это резко изменит его направленность и тональный баланс.
Во время вокальной сессии всегда старайтесь добиться от певца наилучшего исполнения. К сожалению, достичь этого с одного дубля практически невозможно. При наличии большого числа дорожек записи (с развитием хард-дисковых систем это стало нормой) предложите певцу напеть несколько дублей, а далее с помощью монтажа соберите окончательную партию из лучших фрагментов.
 
Всегда отмечайте лучшие фразы сразу после контрольного прослушивания во время сессии, и обязательно в присутствии певца или продюсера. При записи на аналоговый магнитофон с его ограниченным числом треков, лучшие вокальные дубли обычно получают путем многократных вписок, работая над неудавшимися фразами, после чего фрагменты удачных дублей собирают на свободную дорожку.
 
Вот классический метод записи бэк-вокала по методике студии Motown: несколько бэк-вокалистов, располагаясь друг против друга, одновремен-но поют в один двусторонненаправленный микрофон ("восьмерка"). Оси направленности должны быть ориентированы на вокалистов. Данный метод применяется для записи именно бэк-вокалов, которые звучат насыщеннее и красочнее, если их поют приглашенные бэк-вокалисты, а не исполнитель сольной партии.
Мягкая компрессия вокала во время записи может облегчить жизнь звукорежиссеру, иначе голос может "раствориться" в плотно аранжированном поп-миксе. При записи вокала лучше сразу использовать компрессоры. Условно, по характеру звучания, их можно разделить на два типа: окрашивающие и нейтральные. Применение каждого из них зависит от характера звука, к которому вы стремитесь. Например, для рок-вокала скорее подходит первый тип, с его жесткой подачей и окраской (компрессоры dbx), тогда как для классических и джазовых вокалов - нейтрально звучащие (BSS, Focusrite).
 
Не стоит включать гейт на вокал во время записи. Неточно настроенный гейт однозначно испортит отличный дубль, поэтому оставьте его использование для этапа микширования, если это понадобится. Коммутируйте гейт до компрессора, а порог выбирайте таким, чтобы дыхание между словами не "откусывалось" гейтом.
 
Дыхание - составная часть экспрессивного исполнения, и без него вокал звучит безжизненно и стерильно.
Не бойтесь глубоко компрессировать вокал при микшировании. Когда вокал записан, опробуйте и мягкий, и жесткий тип компрессии: постарайтесь услышать различия в их воздействии на звук. Выясните, какой ее тип лучше "заряжает энергетикой" вокальный трек. При глубокой компрессии может потребоваться предварительно включить гейт на вокал. Эта операция уменьшит "накачку шума" в паузах.
 
Компрессия вокала может придать ему удивительную плотность, напористость и способность "прорезать" микс. Все компрессоры обладают своим характером: одни вялые, другие агрессивные и "щелкающие", работу третьих вообще не слышно, хотя вокал значительно выравнивается.
 
Безудержное пользование эквалайзером - признак дурного вкуса! Надо учесть, что большинство эквалайзеров недорогих пультов звучат сносно лишь при их очень умеренном использовании, и то, скорее, лишь при обрезке проблемных частот. Среднечастотный же подъем может привести к появлению носового и "фейзерного" звучания голоса. При правильном выборе типа микрофона и тщательном поиске его положения эквалайзер на сведении почти не понадобится.
 
Проконтролируйте, чтобы при записи вокала эквалайзер всегда находился в выключенном поло-жении! (НЧ-обрезка не в счет, это обрезные фильтры, а не эквалайзеры). Конечно, есть моменты, когда эквалайзер используется в креативных целях. Тут разница в качестве звучания бюджетного пультового и отдельного рэкового эквалайзера разительна. Если вокальная партия тонет в плотной аранжировке, попробуйте обработать голос эксайтером, который, как правило, включается в разрывы линеек микшера (эксайтер - эффект последовательного типа). При этом может отпасть необходимость в компрессии вокального трека - общая компрессия всего микса отлично сделает свое дело. Тут, как и с любым эффектом, важно не переборщить: умеренное пользование выразительными средствами - признак хорошего вкуса и профессионализма.
 
Также не злоупотребляйте реверберацией: голосам, записанным в заглушенных помещениях, она нужна исключительно для придания ощущения пространства и реальности, но не более, чем того требует пьеса. Общее правило для реверберации: быстрые песни, нагруженные текстом, требуют небольшого ее количества, тогда как медленные баллады лишь выиграют от ощущения пространства.
 
Прослушайте произведения известных продюсеров, работающих в близком вам стиле - вы поймете, какое количество реверберации необходимо песне.
 
Если записанный вокал звучит чрезмерно ярко, с повышенным уровнем высоких частот, то добавление реверберации может проявить в нем сибилянты. Вместо того, чтобы применять де-эссер на вокальном треке (он иногда звучит очень неестественно), попробуйте обработать де-эссером сигнал, подаваемый на ревербератор. Для борьбы с шипящими согласными поэкспериментируйте также с типом и тембром реверберации. Самодельный де-эссер из эквалайзера, включенного в side-chain компрессора, звучит с побочными эффектами. Качественно работает де-эссер производства SPL, использующий фазовый, а не амплитудный принцип вычитания сибилянтов. Но лучше всего бороться с ними еще на этапе записи вокала, располагая микрофон чуть выше или ниже губ вокалиста.
 
При обработке вокала эффектами эха и задержки соотносите время их повтора с темпом песни: для этого большинство современных ревербераторов содержат опцию tap delay. Чаще всего применяется задержка в четвертную ноту, но оригинально звучащую триольную россыпь вручную не набьешь, и их придется рассчитать по темпу пьесы. "Целотемповые" задержки иногда звучат чересчур навязчиво, поэтому опробуйте многоотводные дилеи с некратными временными интервалами между задержанными сигналами.
 
Убедитесь, что вокал смикширован с нужным уровнем. Британский метод проверки количества вокала заключается в прослушивании песни из соседней комнаты (двери должны быть открыты). Слова должны пониматься без напряжения, тогда как проваленный вокал утонет в аранжировке.
 
А теперь - за пульт, ведь "нам песня строить и жить помогает". Мы же с вами призваны помочь вокалисту!
 

  

Автор: Валерий Папченко

Журнал: Звукорежисёр 2003 номер 10
 
 
 
 
 
 
Хочешь стать музыкантом?
Не знаешь как?
Я подскажу
как это сделать!

Есть статья?
Не знаешь
где
разместить?Размести
 здесь!

  
    Дизайнер и администратор сайта Dj Yes 2003-2004

 
Hosted by uCoz